|
Ежегодно 16 ноября во Всемирный день рукоделия клубное формирование Музейного Центра «Наследие Чукотки» проводит выставку-ярмарку, на которой мастера и художники представляют свои авторские работы, отражающие богатство и разнообразие декоративно - прикладного искусства.
График, живописец. Заслуженный художник РСФСР, почетный гражданин Чукотского автономного округа.
Экспозиция, погружающая посетителя в завораживающий мир графики и живописи, состоит из трех комплексов: живопись, графика, мастерская художника. На выставке представлено более 50 экспонатов из фондового собрания Музейного Центра.
В октябре этого года исполнилось 85 лет со дня открытия Анадырского педагогического училища, одного из старейших средних специальных учебных заведений крайнего Северо-Востока страны.
В преддверии 135-летнего юбилея 3 августа в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открывается выставка, посвященная основным вехам истории столицы Чукотского автономного округа.
Музейный Центр «Наследие Чукотки» представляет совместный выставочный проект посвященный памяти Н.Н. Боброва – фотографа, журналиста и геолога, совместно с Российским государственным музеем Арктики и Антарктики, и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН.
Ежегодно ко Дню Великой Победы в Музейном Центре «Наследие Чукотки» открываются выставки посвященные истории Великой Отечественной войны. Новый музейный проект проводит параллель между прошлым и настоящим. Выставка включает два основных комплекса.
В 2022 году исполняется 80 лет с начала эксплуатации воздушного маршрута Аляска — Сибирь (АЛСИБ, или Красноярская воздушная трасса). Создание воздушной трассы по переброске самолетов из США на восточный фронт является одной из ярких страниц в истории Второй Мировой войны и по масштабам трудового подвига, совершенного жителями Чукотки, которые строили взлетно-посадочные полосы и по героизму летчиков, перегонявших самолеты в чрезвычайно суровых климатических условиях. В Победе над фашисткой Германией проявилась вся мощь многонациональной России. В равной степени это была Победа и народов Чукотки.
Для всех посетителей музея, и особенно увлеченных изучением темы «Аляска-Сибирь», Музейный Центр «Наследие Чукотки» сообщает, что постоянная экспозиция дополнилась макетом интерактивной карты (1мх2м), и масштабными макетами перегоняемых самолетов.
25 мая 2005 года, войдя в новое здание, Музейный Центр «Наследие Чукотки открыл новую современную экспозицию, с самым главным новшеством – Залом медиа экспозиции «Точка отсчета», которое сразу сделало наш небольшой провинциальный музей одним из самых интересных и привлекательных музеев России.
Не стоящее на месте время и новые потребности нового посетителя, воспитанного уже в новом анадырском музее, подтолкнули специалистов Музейного Центра «Наследие Чукотки» к созданию нового масштабного музейного полотна «Вселенная Белого медведя», размещенном в Зале медиа экспозиции и прилегающем к нему пространстве.
Ее цель - в суперсовременном высокотехнологичном пространстве отразить необъятный мир - Вселенную Белого медведя.
Новая выставка Музейного Центра «Наследие Чукотки» подготовлена в рамках проекта под патронажем Губернатора и Правительства Чукотского автономного округа «Чукотка – территория открытий». Проект стартовал в 2010 году, объединив в себе всестороннее исследования географической, этнокультурной и исторической самобытности Русской Арктики, и привлек широкое внимание российской и международной общественности к уникальным историко-культурным и географическим объектам арктических регионов России, к которым относится и Чукотка.
Выставка «Чукотка - территория открытий» на основе вещественных, письменных и документальных источников представляет наиболее яркие историко-географические события XVII-XX вв., происходившие на северо-востоке России.
Экспозицией о замечательном художнике Алексее Васильеве Музейный Центр начинает цикл выставок «Хранители Наследия» о сотрудниках и директорах окружного музея, стараниями которых формировались его коллекции.
Алексей Васильев - выпускник московского Высшего художественно-технического института и аспирантуры при Государственной Третьяковской галерее во второй половине 1930-х годов отправляется в творческое путешествие по Дальнему Востоку. Когда он прибыл на Чукотку в 1938 году, ему предложили возглавить окружной музей. Директором Чукотского окружного краеведческого музея Алексей Васильев был всего один год, болезнь заставила его покинуть Чукотку, но именно его стараниями было положено начало формированию коллекции косторезного искусства в нашем музее. Он высоко ценил произведения чукотских резчиков и много работал сам как художник.
Перед праздником Победы 7 мая 2019 года Музейный Центр «Наследие Чукотки» открывает выставку «Я вернусь», где представлены материалы раскопок на полях боевых сражений Великой Отечественной войны.
Поисковую работу уже несколько лет ведут участники регионального Чукотского отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Главная задача «Поиска» сократить количество безымянных солдат. Найти на местах сражений и придать земле, со всеми почестями, героев страны, павших на фронтах Великой Отечественной войны. Поисковики Чукотки передали в музей, найденные при раскопках предметы одежды и снаряжения, принадлежавшие нашим воинам, а также солдатам немецкой армии, фрагменты гранат, патронов, противогазов, огнестрельного оружия, использовавшегося в тот период.
В рамках Года национальных языков 7 мая 2019 года в День печати Музейный центр «Наследие Чукотки» открывает литературную выставку «Чукотская проза».
К этапу становления прозы писателей Чукотки относятся произведения ученого-писателя В. Г. Тана-Богораза и писателя Т. З. Семушкина. Они первыми познакомили читателей страны с судьбами коренных жителей Арктики. Роман «Алитет уходит в горы» ярко показал влияние советской власти на изменение национального сознания и устоев чукотских стойбищ.
Юрий Рытхэу подхватил тему новой жизни в первых своих рассказах и автобиографической повести «Время таяния снегов». Писатель с мировым именем создал замечательные романы, в которых героями стали оленеводы и охотники, первые учителя и представители национальной интеллигенции.
В Музейном Центре «Наследие Чукотки» открывается новая выставка «Где я шагал на «белых пятнах», посвященная двум людям интересной профессии, ярких жизненных судеб – Герману Борисовичу Жилинскому (1914-1990 гг.) и Азизу Хаджиевичу Алискерову (1914-1956 гг.) – геологам, работавшим над изучением промышленного освоения Крайнего Севера.
У Германа Борисовича Жилинского есть такая книга «Следы на земле», в которой он говорит о первых геологических экспедициях к «белым пятнам» на географической карте Чукотки; об увлекательных маршрутах вглубь этой «терраинкогнита» - земли неизвестной, какой была она в конце тридцатых – начале сороковых годов. Именно в этот период, поистине золотого двенадцатилетия (1938-1950), Г.Б. Жилинский работал на Чукотке, как пишет сам, «волею судьбы и по зову сердца».
Музейный Центр «Наследие Чукотки» готовит к открытию выставку молодой художницы из Иркутска, автора проекта «Куклы городов», Татьяны Валерьевны Гаркуши.
Татьяна с раннего детства увлекалась рисованием. После окончания Байкальского государственного университета в Иркутске работала психологом в школе, открыла свой бизнес. С 2015 года полностью посвятила себя семье, троим детям и творчеству.
Сначала работы были «домашними» - картины акриловыми красками, куклы-большеножки, мягкие игрушки и тильды находили хозяев среди друзей художницы. Затем мастер обратилась к теме шаманизма, приняла участие в обучающем онлайн-марафоне по созданию куклы-примитива, и это стало новой точкой отсчета в ее творчестве.
В Музейном Центре «Наследие Чукотки» уже несколько лет проходят встречи клуба рукодельниц Чукотской ярмарки рукоделия. Одна из постоянных участниц клубных встреч, Гульнара Фионина, давно покорила сердца любителей интерьерных украшений своими цветочными композициями из полимерной глины. И наша новая выставка «Цветочная феерия» посвящена ее творчеству.
Гульнара родилась в поселке Иультин, выросла на Чукотке. В 2013 году, во время отпуска в Казани, Гульнара посетила мастер-класс по лепке из полимерной глины Татьяны Самарцевой, и это занятие «затянуло ее с головой». В Анадыре она продолжила осваивать технику керамической флористики самостоятельно, пробовала разные материалы, участвовала в он-лайн марафонах и флеш-мобах, проводила занятия на встречах клуба рукодельниц.
Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозгласившую 2019 год Международным годом языков коренных народов. Чукотский, эскимосский и другие северные языки – очень мелодичны. У коренных жителей Чукотки вся жизнь неразрывно связана с музыкой, танцами. В них рассказывается о труде оленеводов, охотников, о неповторимой красоте окружающей природы, в них – мечты о любви, счастливом будущем.
Известно, что каждому человеку при рождении мама поет на родном языке песню, через которую она передает любовь к своему краю, языку. Так или иначе, это сопровождает каждого всю жизнь. И это понимали Елена Нутекеу - заслуженный учитель РСФСР, автор учебников по чукотскому языку, 20 лет (1965-1985 гг.) - бессменный руководитель народного чукотского национального ансамбля «Оленёнок» (с. Алькатваам), хранительница чукотских традиций и обрядов, и Геннадий Петрович Пананто (1931-1995 гг.), знаток чукотской культуры, мелодист, автор многих песен.
В Музейном Центре «Наследие Чукотки» готовится к открытию персональная выставка Геннадия Митрофанова «Второе рождение». Геннадий Анатольевич работает в Чукотской строительной буровой компании, возится с внуками и активно занимается творчеством: пишет стихотворения, создаёт из автозапчастей уникальные подсвечники и различные декоративные фигурки в стиле Арт-брют, придуманном в 1940-м году французским художником Жаном Дюбюффе. С французского название стиля переводится как грубое, необработанное, не огранённое искусство. Как правило, такие работы создаются непрофессиональными мастерами, носят спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов, не признают разграничения реального и фантастического, иерархии материалов, часто их называют «наивным искусством». Дюбюффе сравнивал Арт-брют с золотыми самородками и парным молоком, хранящим животное тепло.
Международному году языков коренных народов мира посвящена новая выставка «Создание письменного языка».
Письменный язык малочисленных коренных народов Крайнего Севера создан в 30-ые годы прошлого столетия, для истории мира совсем недавно.
Литературу коренных народов Чукотки можно назвать редким примером в истории. Всего за несколько десятилетий национальная литература заснеженного края прошла путь от устного фольклора до высокой культуры литературного языка. Её истоки берут своё начало в народных сказаниях и верованиях, в религиозных обрядах, в танцах и песнях народов сурового «белого безмолвия», в таких традиционных промыслах, как резьба по моржовой кости, которая тоже является своеобразной поэзией, выраженной при помощи резца на бивне моржа или кости кита рисунками, повествующими о жизни и быте оленеводов и морских охотников.