Главная страница Написать письмо

 

Народные праздники

 


 

Творческие выходные 02.04.2016
30.03.2016



Музейный центр «Наследие Чукотки» и Объединение «Чукотская ярмарка мастеров» продолжают реализацию проекта «Творческие выходные».
 

 

Традиционные праздники коренных народов Чукотки

Праздник Белого медведя

История народов Чукотки богата различного рода традициями и обрядами, родившимися из наблюдений за природой, за жизнью животных и посвященными оленю или началу сезона охоты или его завершению. Праздник белого медведя сопровождался интересными ритуальными действами: обрядом благодарения, выступлением лучших танцоров и другими мероприятиями.

Праздник Кереткуна

Время проведения, как правило, связано с промысловым сезоном. Кереткун — это имя духа, которому высказывают пожелания и просьбы. Этот дух - главное действующее лицо в обряде. Совершая обряд, ставят несколько жирников, над ними подвешивают котел, в котором варят пищу. Около жирников разжигают костер. Он служит местом преподнесения обрядовой пищи. Одним из важнейших элементов оформления яранги к празднику является сеть Кереткуна, которая подробно описана у В.Г. Тан-Богораза: "Сеть сплетена из сухожилий. Ее подвешивают под дымовым отверстием шатра. Часто используют шест для ее поддерживания. Сеть расстилается горизонтально, и каждый конец ее привязывается ремнями к стенам шатра. Сеть обвешана изображениями птиц и маленькими игрушечными веслами, раскрашенными кровью тюленя. Число весел доходит до дюжины. Бусин значительно меньше. Птицы делаются из дерева очень грубо и украшаются полосками. На шесте, торчащем из дымового отверстия, прикреплено деревянное изображение чайки...". Во время праздника проводят кормление сети, духов и высказывают при этом пожелания и просьбы.

Праздник первого теленка (Кильвэй)

Проводится в первой половине мая во многих оленеводческих поселках, в селе Тавайваам (в черте города Анадырь) второе или третье воскресенье мая. Он связан с рождением первых телят, которое начинается в конце апреля. Телята окрепнут, важенки сбросят рога, можно проводить праздник.

Подготовка к празднику проходит заблаговременно: шьют праздничную одежду, обкладывают камнями очаг, подготавливают утварь, готовят праздничные блюда (обязательно варят грудинку, различные блюда из толченой оленины, жира, рыбы, кашу из молодых листьев). Тщательно готовят место для ритуала позади яранги: хозяин лопатой выкапывал дерн для костра, раскладывал на земле, где должны быть сложены оленьи рога, щавелевую зелень, которую заготавливали еще летом и хранили в мешке из нерпичьих ласт. Иногда жертвенное место обрызгивали оленьей кровью. Затем хозяин укладывал оленьи рога вперемешку с кустарником. К куче рогов приставляли "лицом" в сторону жилища огнивные доски, вынесенные из яранги. Поверх рогов помещали одну или несколько шкурок оленьих телят и связку семейных "охранителей". На земле ставили капкан (иногда укладывают ружье), помещая их с северной стороны. Место совершения ритуала обводили обрядовым ремнем.

Праздник начинался с выноса Хозяйкой горячих углей и мелкого сухого хвороста. Она направлялась к куче оленьих рогов. В это же время женщины из других яранг разжигали углями небольшие костры на заранее приготовленных местах между ярангой и кучей рогов. В костры клали нарезанные куски мяса или свои ритуальные амулеты. В специальных деревянных чашах "угощали духов". Движения Хозяина и Хозяйки яранги повторяли движение солнца - с востока на запад. Составной частью этого праздника является обряд Благодарения (Мнэгыргын): хозяйка разжигает костер , сын хозяина подходит к фигуркам оленей из зелени и жира, расставленным на деревянных блюдах и наносит ножичком удар, символизирующим убой оленей для праздника.

Затем хозяин начинает передвигать холм из оленьих рогов поближе к яранге, что символизирует передвижение оленьего стада, а женщины угощают гостей со словами пожелания, чтобы из телят выросли важенки, потомство которых умножит стадо.

Праздник сопровождается песнями, танцами (приглашая женщин на танец мужчины подносят шкуры оленей и кладут их к ногам женщин). Завершается праздник гонками на оленьих упряжках.

Спуск байдары

Праздник проводится в прибрежных поселках Чукотки, Лаврентия, Уэлене, Инчоуне и других весной и означает начало нового охотничьего сезона для морзверобоев. Обряд совершается рано утром. Все охотничье снаряжение (гарпуны, весла, копья, ружья) заносится в ярангу и тщательно вычищается от грязи, затем намазывается кусочками оленьего сала. Созывают всех шаманов селения, чтобы те в дневное время совершили камлание. Далее охотники освобождают от снега байдары, готовятся к ритуалу спуска. Женщины в это время готовят пугнык - массу из оленьего сала (она нужна для совершения обряда). Сам обряд проходит следующим образом: внутри лежащей на берегу байдары укладывают мох, чтобы было много дыма, и зажигают огонь. Затем байдару ставят на воду, складывая в нее все необходимое для охоты снаряжение, и отправляются к месту охоты. Вместе с охотниками обязательно в море выходят дети. Хозяева байдары идут к морю - надо покормить духов моря, чтобы охотникам сопутствовала удача. Затем угощают всех, кто провожал байдарную команду.

День Рыбака

На Чукотке в прибрежных селениях издавна существовали обрядовые действия, связанные с рыболовством. В настоящее время этот праздник проводится ежегодно во второе воскресенье июля.

Кульминация праздника — обряд «Копрак аматгыргын» — «кормление сети». Рыбу, предназначенную для "кормления" рыболовной сети, разрезали так: отделяли хвост, а остальную делят на четыре части и варят. Сваренную рыбу укладывают на зеленые веточки, сложенные на деревянную доску. Для проведения обряда употребляли также оленью колбасу (рорат), которую делят тоже на четыре части. Далее разворачивали сеть на метр, оставив остальную часть свернутой, и расстилали ее в трех метрах от входа в ярангу. Обрядовую пищу раскладывали на сети в определенном порядке: рыбью голову, кусок мякоти помещают с края, в угол сети, вблизи поплавка, имеющего форму рыбы, два других куска помещают на противоположной стороне, третий кусок посередине сети, а поблизости от него складывали извлеченных из желудка рыбы рыбок. Кишки, желудок и печенку укладывают вблизи свернутой части сети. Позади помещают хвост. Куски рорат раскладывают на свернутую часть один возле другого.

Праздник кита

Один из самых ярких праздников коренных жителей побережья Чукотки (чукчей, эскимосов). Проводится в прибрежных поселках (Лаврентия, Уэлене) в конце августа, сентябре.

Обычно накануне праздника все селение встречало байдару с гонцами, принесшими весть о добытом ките и скорой встрече с отважными охотниками. Гонцов приглашают к ритуальному костру, угощают. Морзверобои рассказывают о том, как прошла охота, чья байдара первой загарпунила кита. Затем на берегу ждут появления байдары с загарпуненным китом. Охотники на байдарах при подходе к берегу в знак приветствия поднимают весла. Прибывших встречает девочка с ритуальным деревянным блюдом в сопровождении женщины - хранительницы национальных традиций. По окончании буксировки кита женщина подводила к нему девочку, чтобы провести ритуал поения морского зверя. Охотникам подносили копьевидные ножи, и они вырезали куски кожи кита (итгилгын), разрезали на тоненькие пластины, раскладывали на овальные деревянные блюда и преподносили мальчикам - будущим охотникам. Во второй день члены байдарной команды приходят на благодарственный обряд. Место для его проведения покрывают моржовыми шкурами. Из кубиков снега складывают стенку позади площадки. Вертикально укрепляют двухметровые колья, на них горизонтально устанавливают по два весла, у задней части - руль байдары - символ байдары на суше. Обряд начинается с клича "О-ок-ок"". На круг выходят женщины с распущенными косами, в головных повязках из белых шкурок горностая, в перчатках из белой мандарки (выделанной нерпичьей шкуры без шерсти) с орнаментом и меховой опушкой. Женщины танцуют сидячий танец, изображающий охоту на кита. Потом сидячий танец исполняют охотники. Кульминационным моментом считалось песенно-танцевальное соревнование. Лучшие исполнители получали призы.

Праздник в некоторых поселках включает конкурсы сказителей на лучшее знание сказок о китах, рассказов о бывалых охотниках и интересных случаях на охоте, инсценирование сказок, спортивные соревнования, традиционно начинающиеся с гонок на байдарах.

Праздник молодого оленя

Праздник проводится в конце августа в оленеводческих бригадах: подводятся итоги летней кампании выпаса оленей, идет забой оленей и заготовка оленьих шкур на меховую одежду, обувь.

Праздник начинается со встречи пастуха-вестового, сообщающего о близком подходе стада. Пастуха приглашают к очагу и подносят ему напиться. Он рассказывает, как прошла летовка оленей. На месте проведения праздника Молодого оленя устанавливают детские нарты (кибитки), женские и ездовые, грузовые нарты с уложенными на них ветками кустарника. В яранге прикрепляют к шесту длинный лахтачий ремень таким образом, чтобы оба конца спускались вниз. На ремень навешивается много бубнов (яраров). Вход в ярангу раскрывают как можно шире и убирают внутри все, что мешает движению.

Участники праздника надевают праздничные одежды, прикрепляют к ним пучки собачьего меха. Считалось по традиции, что мех собаки убережет от несчастий, так как собака, принесенная в жертву, обладает магической силой. В день праздника мужчины и женщины надевают специальные головные повязки, состоящие из кожаной полоски и отходящих с середины лобной части двух нерпичьих полосок (символизирующих "рога") с прикрепленными пучками собачьего меха.

Ритуал встречи стада состоял в том, что мужчины и мальчики становились в шеренгу, а женщины в шеренгу напротив, все лицом к стаду. Женщины разжигали огонь на доске для добывания огня и по сигналу "Ок" бросали огоньки в сторону стада (это должно было охранять стадо от напастей), а мужчины стреляют из луков и потрясают копьями.

В ходе праздника торжественно встречают оленеводов, разжигают огонь древним способом и используют элементы обряда Благодарения. Так, за костром устанавливают муляж головы оленя, а напротив ставят на деревянных блюдах фигурки оленей из жира и зелени (щавеля). Ритуал начинает мальчик. Он с чаатом (аркан для оленей из кожаных ремней) за плечом с маленьким ножичком подходит и имитирует удар ножа, как бы закалывая оленей. Затем подходят девочки, берут блюда и угощают участников праздника. Часто во время праздника проводят спортивные соревнования (метание копья и чаата, перетягивание ремня или палки, бег с палкой, прыжки и др.)

Народные праздники

Корфест — «Корюшкин фестиваль»

«Корюшкин фестиваль» стал проводиться с начала 1990-х гг. назад как обычное состязание любителей-рыболовов, а сейчас превратился в любимый праздник северян и в самое большое весеннее шоу на Чукотке. На «Корфест» съезжаются национальные, фольклорные ансамбли, мастерицы и косторезы привозят свои изделия и организуют выставки-распродажи. Есть возможность национальные блюда, приготовленные по чукотским  рецептам, приготовленным на костре в яранге – традиционном жилище чукчей.

     
 

© 2000–2017
Музейный центр «Наследие Чукотки»

Создание сайта —
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Наш адрес:

Музейный Центр «Наследие Чукотки»
г. Анадырь, ул. Ленина, д. 23
Тел. +7 (42722) 2-01-08; тел./факс: 2-27-31