Главная страница Написать письмо

 

Календарь экологических дат

 


 

«Вербный базар» выставка-ярмарка изделий
20.04.2016



На выставке будут представлены авторские изделия художников творческого объединения «Чукотская ярмарка мастеров», а также пасхальные подарки и сувениры, предлагаемые в Церковной лавке Свято-Троицкого Кафедрального Собора...
 

 

29 января — День мобилизации против угрозы ядерной войны
02 февраля — День водно-болотных угодий
01 марта — День борьбы с наркоманией
14 марта — День действий против плотин. День действий в защиту Рек Воды и Жизни
22 марта — День воды
23 марта — Метеорологический день
30 марта — День защиты Земли
01 апреля — Международный день птиц
22 апреля — Всемирный день Земли
19-24 апреля — Марш парков
26 апреля — Годовщина аварии на Чернобыльской АЭС
15 апреля – 5 июня - Дни защиты от экологической опасности
12 мая — День экологического образования
22 мая — День биологического разнообразия
24 мая — Европейский день парков
31 мая — День без курения
05 июня — Всемирный день защиты окружающей среды
08 июня — Всемирный день океанов
17 июня — Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухами
26 июня — День борьбы с наркоманией и распространением наркотиков
11 июля — Международный день народонаселения
06 августа — День действий за запрещение ядерного оружия
09 августа — Всемирный день коренных народов
27 августа — День Байкала
15 сентября — День мира; День рождения Гринпис
16 сентября — Международный день сохранения озонового слоя
21-27 сентября — Неделя "Мы чистим мир"
26 сентября — Всемирный день морей
27 сентября — Всемирный день туризма
04 октября — День защиты животных
06 октября — Всемирный день охраны мест обитаний
16 октября — Всемирный день продовольствия
17 октября — Международный день борьбы с нищетой
20 ноября — День отказа от курения
29 ноября — День образования Всемирного общества охраны природы
01 декабря — День борьбы со СПИДом
03 декабря — Международный день борьбы с пестицидами
10 декабря — Международный день акций за принятие Декларации прав животных
09 декабря — Международный день сохранения биоразнообразия

30 марта  День защиты Земли
22 апреля 
День Земли

«Если множество людей повсюду будет делать много маленьких добрых дел, лицо мира станет другим».

Кто не знает слов маленького принца, героя Сент-Экзюпери: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же привел в порядок свою планету. А что же это на самом деле такое -привести в порядок свою планету - у нас мало кому известно. Как и о том, что 22 апреля весь мир отмечает День Земли.

История Дня Земли началась в 1840 г., когда Дж.Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на территорию штата Небраска. Бескрайние прерии с одинокими деревьями, солнце и ветер, от которых негде было укрыться, и иссушенная земля привели Мортона к идее озеленения. Он предложил установить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит наибольшее количество деревьев. Так в штате Небраска появился День Дерева. В 1882 г. День Дерева был объявлен официальным праздником штата и стал отмечаться 22 апреля, в день рождения Мортона.

С 1970 г. идея праздника сменилась. В 1969 году произошла страшная экологическая катастрофа возле американского города Санта-Барбара. Тогда миллионы тонн нефти, вылившейся из скважин, погубили множество пеликанов, журавлей, уток, морских львов, других животных, погибли гектары растительности, была отравлена вода. С тех пор ведущую роль в праздновании стали играть охрана окружающей среды, экологическое образование и экопросвещение. Появилось и новое название - День Земли. Через несколько лет праздник стал всемирным. Начиная с 1990 г. в празднование включились и российские организации.

Планета Земля существует около 4600000000 лет. Число с таким количеством нулей почти невозможно представить. Искусственно уменьшим его, зачеркнув все нули, для понимания. Теперь мы можем сказать: Земля существует 46 лет. Мы совсем ничего не знаем о первых семи годах ее существования. Из среднего отрезка ее жизни нам известны лишь некоторые фрагменты. В возрасте 42 лет Земля начала расцветать. Динозавры появились год назад (на отметке 45 лет), и приблизительно 8 месяцев назад -- млекопитающие. В середине последней недели возникли первые человекообразные обезьяны, а в конце ее на Земле наступил ледниковый период. Современный человек появился всего лишь 4 часа назад! В течение последнего часа он научился обрабатывать землю, а одну минуту назад начала работать первая фабрика. За эти последние 60 секунд человеку удалось превратить Землю в настоящую мусорную свалку.

«Все взаимосвязано в этом мире. Все, что случится с Землей, произойдет с ее дочерями и сыновьями. Не человек свил гнездо жизни, он в нем лишь тонкая нить. Любой вред, который человек наносит своему гнезду, он причиняет самому себе». Эти фразы, высказанные индейцами 150 лет назад, свидетельствуют об их мудром отношении к природе, которое, к сожалению, чуждо большинству современных людей.

Перед нами стоит выбор: создать всеобщее содружество и заботиться о Земле, друг о друге либо рисковать разрушением самих себя и всего разнообразия жизни. Мы обладаем достаточными знаниями и технологиями для обеспечения потребностей всех людей и сокращения воздействия на окружающую среду.

Пусть наше время останется в памяти человечества как время благоговения перед жизнью, твердого решения сохранить эволюционные возможности Земли, ускорения борьбы за справедливость и мир и воспевания жизни.

12 мая — День экологического образования

Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Высшей и конечной целью экологического образования (ЭО) и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре. Экообразование работает над экологической проблематикой, экосознанием, экокомпетентностью, экоценностями, экомышлением, экосовестью, экоповедением, экодеятельностью.

Условием результативности ЭО является организация жизни детей по законам экоразвития, так называемая экологизация. Это экологизация преподавания, обучения, отношений, взаимоотношений, мироощущения, жизнетворчества. При реализации модели ЭО показана высокая эффективность в формировании экологической культуры через организацию сообществ детей и взрослых.

ЭО должно касаться не только учителей экологии, географии, биологии, но и всех педагогов, непосредственно работающих с детьми. Очень перспективна интеграция в воспитательно-образовательном процессе экологии, географии и краеведения с историей и литературой.

ЭО предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, формирование лидерских качеств и активной жизненной позиции.

Для достижения цели - формирования нового типа мышления молодого поколения, необходимо задействовать все методы и формы экологического образования и воспитания: интерактивные методы, анкетирование, работа в малых группах и в парах, ролевые, деловые и интеллектуальные игры, дискуссии, мозговой штурм, обсуждение в круге, рисование, самообразование и самооценка, видеосъемка и просмотр видеофильмов, экологические практикумы, тропы и экскурсии, экологические экспедиции и полевые лагеря, тренинги, моделирование и защита проектов, участие в олимпиадах разного уровня, конференциях, слётах, творческих ярмарках. Наиболее эффективный способ реализации задач экообразования - это непосредственное участие учащихся в практической, природоохранной деятельности, направленной на решение экологических проблем своей местности. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении; работа по природоохранным проектам, создание и проведение экологических мероприятий с младшими школьниками, написание статей - уникальная возможность для школьников проявить себя, принести пользу окружающим и природе.

Об эффективности и результативности ЭО можно судить при наличии следующих компонентов:

  • концепция неформального ЭО, в которой ЭО признавалось бы приоритетным;
  • система вузовской экологической подготовки и повышения квалификации учителей,
  • иначе все разговоры об экологизации образования только вредят становлению системы ЭО;
  • программы создания учебно-методической литературы нового поколения, которая отвечала бы требованиям гуманитаризации всей общественной жизни;
  • создание в образовательном учреждении среды благоприятствования и открытости для педагогических инициатив в области ЭО;
  • грамотная систематическая работа по экопросвещению населения со средствами массовой информации.

С помощью типовых диагностических средств (критериально-ориентированных тестов, анкет, заданий, опросников, специально организованных наблюдений) проводится диагностика сформированности уровня экологической культуры по следующим критериям и показателям:

  1. Сформированность знаний, необходимых для экологически сообразной деятельности.
  2. Сформированность экологического мышления.
  3. Ценностные ориентации и потребности.
  4. Мотивация экологически сообразной деятельности и поведения.
  5. Отношение по отношению к себе, к своему здоровью, окружающей среде.
  6. Практическая деятельность.
  7. Сформированность экологического мировоззрения.

Важно помнить, что недостаточно работать в области экообразования только со школьниками. Люди всех возрастов и профессий нуждаются в информации, способной повышать их экологическую грамотность и культуру. Поэтому необходимо неуклонно проводить экопросвещение населения через средства массовой информации, привлечение в природоохранные проекты, другие мероприятия.
Анализ основных направлений экологического образования позволяет выделить и его новую парадигму тенденцию к регионализации. Совершенно очевидно, что ограничение перспектив устойчивого совместного развития побудило регионы к самостоятельному поиску путей и способов выживания в стремительно меняющемся мире.

Современные педагоги считают, что ориентир на развитие осознания уникальной ценности своего региона, как части общечеловеческого достояния, поможет сформировать у школьников ответственное отношение к природе, к окружающей среде в целом и к своим поступкам в общении с ней.

Таким образом, региональность придает сегодня инновационный характер образованию в области окружающей среды.

22 мая День биологического разнообразия

20 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея провозгласила 22 мая, день принятия Конвенции о биологическом разнообразии, Международным днем биологического разнообразия (резолюция 55/201). Ранее этот День отмечался 29 декабря (резолюция 49/119 от 19 декабря 1994 года). В 2000 году Конференция участников Конвенции на ее пятом заседании рекомендовала изменить эту дату, чтобы привлечь больше внимания к этому мероприятию.

В последние 100 лет процесс разрушения экосистем стремительно увеличил свои темпы. При изучении современного состояния фитогенофонда первое, с чем сталкиваются специалисты - это обеднение флоры всей Земли, в особенности густонаселенных государств. Причем, этот процесс из года в год становится все более интенсивным. По данным Международного союза охраны природы около 10 % сосудистых растений нуждаются в охране. Со времен Карла Линнея было описано 1,5-1,6 миллионов видов организмов, среди них примерно 750 тысяч насекомых, 57 тысяч позвоночных, 250 тысяч растений (сосудистые и мхи), не считая огромного количества беспозвоночных, водорослей, микроорганизмов и других. Многие систематики считают эту картину далеко не полной, полагая, что Землю населяют, по меньшей мере, 5 миллионов и даже большее число организмов.

Темпы современного исчезновения редких видов невероятно велики. Подсчитано, что в этом столетии из тропических лесов безвозвратно исчезнет 15-20% всех видов. Это связано с тем, что к этому времени две трети их площади будут сведены, причем, среди исчезнувших 625 тыс. видов окажутся и те, которые ученые не успели описать. В первую очередь неустойчивыми окажутся стенобионтные, локальные и эндемичные виды, популяции которых подвержены резким колебаниям численности. В настоящее время примерно 22 тысячи видов растений и животных находятся на грани исчезновения.
Редкими называются виды, произрастающие и обитающие на сравнительно небольшой территории или занимающие более обширный ареал, но встречающиеся в его пределах рассеяно в виде изолированных популяций.

Исчезающими именуются те виды, численность которых заметно уменьшается или уже достигла критического уровня в пределах своего ареала или в какой-либо его части.

В 1973 году в Вашингтоне была подписана «Конвенция о торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения» - СИТЕС, которая явилась реакцией общественности на рост неконтролируемой международной торговли этими объектами природы. С 1992 года Российская Федерация на правах продолжателя СССР является участником Конвенции.

С 15 апреля по 5 июня  Дни защиты от экологической опасности
5 июня 
День охраны окружающей среды

Проблемы экологии волнуют каждого. Особо остро они встали в последние годы, когда нам стала доступна информация о состоянии окружающей среды.

Технологическое развитие человеческой цивилизации привело в настоящее время к значительному загрязнению окружающей среды. В качестве неизбежного результата повседневной, хозяйственной и военной деятельности человека, аварий на промышленных объектах и испытаний оружия в природную среду поступило избыточное, по сравнению с естественным, количество различных веществ или элементов. Многие соединения, поступившие в окружающую среду, не встречаются в природе и искусственно синтезированы человеком.

Воздействие факторов антропогенного происхождения на природную среду, живые организмы и их сообщества стало настолько значительным и во многих случаях настолько разрушительным, что невозможно уже игнорировать последствия этого воздействия на живые организмы и среду их обитания.

Возникающее вследствие человеческой деятельности изменение физических, химических или биологических характеристик окружающей природной среды, приводящее сейчас или в будущем к ухудшению условий жизни человека, живых организмов, их сообществ, к истощению или порче сырьевых ресурсов, к нарушению дальнейшего развития человеческого общества, и называется загрязнением. Загрязнители - - это те химические вещества, физические или биологические факторы, которые вызывают загрязнение.

Фактически любые поступившие в природную среду вещества могут вызвать загрязнение. Удобно поэтому различать токсичные вещества, с одной стороны, и все остальные элементы и химические соединения - - с другой. Эти две группы различаются по эффекту, который вызывает их внесение в окружающую среду, Токсичные вещества или факторы оказывают угнетающее воздействие на живые организмы и экосистемы в любых вносимых количествах. Вещества или факторы второй группы, напротив, при внесении их в среду в малых дозах оказывают стимулирующее или нейтральное воздействие на живые организмы их сообщества, большие дозы приводят к проявлению отрицательных эффектов.

Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля ЭДУАРДА 1У (1273г.). По обычаям того времени за нарушение эдикта полагалась смертная казнь.

Наступает такой момент, когда оказалось, что вода, воздух, почва настолько отравлены, что и проживание человека становится невозможным. Человечество в своем развитии подошло к тому порогу, когда необходимо срочно принимать спасительное решение.

Сентябрь День морей

С 1978 г. по решению X сессии Ассамблеи Межправительственной морской организации (ИМО) отмечается Всемирный День моря. До 1980 г. отмечался 17 марта. В настоящее время он отмечается в последнюю неделю сентября. Это один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

Целью данного праздника во всем мире является привлечение внимания общественности, государственных и частных структур к проблеме сохранения морей и их биоресурсов. Традиционно День моря проводится в детских садах, школах, библиотеках в форме конкурсов, фестивалей, рассказывающих подрастающему поколению о богатстве подводного мира, о пользе морей и океанов для человека, а также о том, что каждый житель планеты Земля может сделать для их сохранения.

Моря - источники благосостояния во всем мире. Это и биоресурсы и энергия, смягчение климата и рекреационный ресурс. Но человечество использует моря не всегда по назначению. Человек сам себя лишает великого дара природы, превращая моря в могильники радиоактивных отходов, полигоны для испытания ядерного и химического оружия, в места аварий нефтяных танкеров и хищнической добычи морепродуктов.

Последние годы чистое и богатое Охотское море отравляется токсичными отходами бурения, образующимися при разведке и добыче нефти на шельфе Сахалина. Объем опасных веществ, сброшенных в ценные рыбные акватории с разведочных буровых установок и платформы «Моликпак», достиг уже 100 000 тонн. Компания «Сахалин Энерджи», зарегистрированная на Бермудских островах, добывает нефть на шельфе о. Сахалин, загрязняя Охотское море продуктами нефтедобычи.

Воздействие на природу от сбросов буровых отходов уже проявляется:

  • «загадочная» гибель нескольких тысяч тонн сельди в заливе Пильтун в 1999г.;
  • снижение численности обитающих в районе платформы серых китов, занесенных в Красную Книгу, и появление среди них истощенных особей.

Понятно, что нефть должна добываться, а экономика должна развиваться. Но при этом и море должно оставаться чистым и богатым рыбой. Тем более что существует безопасная для природы технология добычи нефти, которая широко используется в цивилизованном мире. Суть ее заключается в закачивании отходов нефтедобычи в подземные пласты через пробуренные скважины.

Соблюдая эти элементарные правила, Вы сможете сохранить море живым:

Увозите с собой весь мусор, который остался после вашего отдыха на берегу реки или моря.
Не мойте в речке или море посуду с использованием синтетических моющих средств.
Увидев погибших в большом количестве рыб, морских птиц, других морских животных - срочно сообщайте об этом в государственные органы или общественные экологические организации, чтобы причины гибели животных или факты загрязнения были вовремя и оперативно расследованы.
Требуйте проведения государственной экологической экспертизы и общественных слушаний промышленного проекта, реализация которого может оказать отрицательное воздействие на морские экосистемы.
Требуйте от государственных органов и коммерческих компаний соблюдения природоохранного законодательства и учета общественного мнения при принятии решений о реализации любого хозяйственного проекта.
Покупайте рыбу, выловленную и переработанную российскими производителями, этим ты поддержишь отечественных рыбаков.
Не покупайте рыбу, если известно, что она выловлена незаконным способом.

9 августа  День коренных народов мира

1994-2004 годы - Международное десятилетие коренных народов мира. В 1990 году Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира (резолюция 45 /164). В 1993 году по рекомендации Всемирной конференции по правам человека 1993 года Ассамблея провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, начинающееся 10 декабря 1994 года (резолюция 48/163), а в 1995 году приняла Программу мероприятий Десятилетия.

Цель Десятилетия заключается в укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как права человека, окружающая среда, развитие, образование и здравоохранение.

В 1994 году Генеральная Ассамблея постановила, что на протяжении Международного десятилетия коренных народов мира Международный день коренных народов мира будет отмечаться каждый год 9 августа (резолюция 49/214 от 23 декабря). В этот день в 1982 году состоялось первое заседание Рабочей группы по коренным народам Подкомиссии по поощрению и защите прав человека.

     
 

© 2000–2017
Музейный центр «Наследие Чукотки»

Создание сайта —
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Наш адрес:

Музейный Центр «Наследие Чукотки»
г. Анадырь, ул. Ленина, д. 23
Тел. +7 (42722) 2-01-08; тел./факс: 2-27-31