Главная страница Написать письмо

 

Экспонаты

 


 

«Вербный базар» выставка-ярмарка изделий
20.04.2016



На выставке будут представлены авторские изделия художников творческого объединения «Чукотская ярмарка мастеров», а также пасхальные подарки и сувениры, предлагаемые в Церковной лавке Свято-Троицкого Кафедрального Собора...
 

 

В историко-вещевой коллекции Музейного Центра есть особые экспонаты, которые вряд ли увидишь в других музеях

Экспонат «Шаманский самолет» Экспонат «Шаманский самолет»

Название: Модель самолета, «Шаманский самолет»
Материал: (дерево, фанера, металл)
Источник и время поступления: примерно в 1934 г. был отобран у лаврентьевского шамана Анкауге.
История памятника: Модель самолета была сделана, примерно, в 1930 г. шаманом Анкауге родом из пос. Нутэпылмын в заливе Лаврентия. Модель служила средством пропаганды американофильства. В сильную пургу модель выставлялась на верхушке яранги и была направлена против ветра. К модели были протянуты веревочки: одна к пропеллеру, вторая к спусковому крючку дробового обреза. Во время камлания Анкауге выкрикивал: «Летят американцы, они разбомбят русских», и дергал за веревочки, раздавался выстрел и люди в ужасе падали ничком. Обман по свидетельству Тукая был раскрыт Анкакемыным.
Автор описания: В.В. Леонтьев – кандидат исторических наук, мл. науч. Сотрудник СВКНИИ (северо-восточный комплексный научно-исследовательский институт, г. Магадан).
Время составления описания: 31 июля 1970, г. Анадырь

Панцирь чукотского воина из железных пластин Панцирь чукотского воина из железных пластин


Название: Панцирь чукотского воина из железных пластин (чукотское название - «мыргэв»)
Автор: неизвестен, передано в музей в мае 1973 года, потомком командира чукотского отряда Кунлелю Семеном Рынватау из села Майнопильгино Беринговского района Чукотского автономного округа.
Материал: металл, дерево, шкура лахтака (разновидность арктического тюленя), шкура оленя, рог оленя.
Размер: Длина 126, ширина 49.
Дата: 17 век – первая четверть 18 века.
Описание предмета: Панцирь был завоеван в 17 веке беринговскими чукчами у коряков во время войны за пастбищные угодья. Передняя часть панциря, защищающая грудь, изготовлена из двухслойной шкуры лахтака, сшитой ремешком из оленьей замши «дымлянины», к ней прикреплены две наплечные лямки из замши с пуговицами из оленьего рога, для ношения панциря. Задняя часть изготовлена из деревянной доски (61 Х 38), обтянутой оленьей кожей по краям. Нижняя часть состоит из 8 рядов металлических пластин (дл. 10,5, шир. 2,9 см.), расположенных в круговую, соединенных ремешками из «дымлянины».

Наиболее самобытной коллекцией Музейного Центра по праву считается коллекция произведений косторезного искусства, которое часто образно называют «визитной карточкой Чукотки». В ней собраны творческие работы самых знаменитых мастеров. Эти произведения дают представление сразу о двух направлениях косторезного искусства - мелкой пластике (скульптуре) и гравировке (живописи на клыке), причем изготовление цельных гравированных клыков является отличительной чертой только чукотско-эскимосского косторезного искусства. Сюжеты своих работ мастера черпают из жизни и фольклора. Тема народных сказок нашла свое яркое воплощение в произведениях гравера, заслуженного художника РСФСР, члена Союза художников СССР Елены Янку.

Гравированный клык, «Женщина - олень» Гравированный клык, «Женщина - олень»

Название: Гравированный клык, «Женщина - олень»
Автор: Янку Е.
Время и место создания: 1979, Магаданская обл., Чукотский АО, Чукотский р-н, с. Уэлен
Материал и техника: Клык моржа, гравировка цветная. Дл. 68.
Описание работы: Изображена сказка, рассказанная автором клыка Еленой Янку в июле 1971 года (дословный перевод): «Кочующие жили, муж и жена. Оленеводы. Муж пас стадо. Дома находилась одна жена и вдруг к жене приходит могучая женщина. Жена попросила у нее, чтобы она поискала у нее вшей. «Ты поставь воду, а я поищу букашек». Заснула жена, и пока она спала, женщина вытащила через ухо весь мозг. Она съела мозг и ушла. Просыпается жена, начнет ходить - кувыркается. Муж пришел и притащил ее на себе домой. Муж убил оленя, вытащил его мозг и через ухо влил в голову жены. Жена поправилась, стала разумной, но у нее на голове выросли рога. Когда голова обросла рогами, жена стала вести себя буйно. Стала выходить на улицу. Муж привязал ее цепями. Но муж заснул и не заметил, как она оторвалась от цепи и ушла в тундру. И муж, когда проснулся, видя, что ее нет, стал искать ее. Иска, искал, устал и присел на камень, и вдруг услышал детский голос «Тетя, тетя, расскажи сказку». Оказывается, что это были жуки. Жучиха начала рассказывать сказку, про этот случай с оленеводом. Это муж услышал эту сказку, и он заплакал. Жалко стало. Когда она рассказала сказку, она сказала: Дождь пошел, детки принесли в дом одежду. Когда они вышли, они увидели человека, сидящего над ними. Увидев человека, попросила, чтобы он зашел к ним. Он вошел, она ему говорит: я дала тебе маленький аркан, будешь идти, увидишь дикого оленя, лови его с закрытыми глазами. И вот когда ты его поймаешь, также с закрытыми глазами притяни к себе и также с закрытыми глазами заколи его. И вот когда будешь колоть, ты услышишь голос твоей жены, распори живот и твоя жена выйдет оттуда, и идите домой. Все».  

Завораживают своим совершенством и динамикой скульптурные работы резчика, заслуженного художника РСФСР, члена Союза художников СССР Туккая (1911-1974). Он родился и умер в Уэлене, где работал в знаменитой Уэленской косторезной мастерской всю свою жизнь. Основные работы — скульптурные композиции с изображениями людей и животных.  

Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо» 
 Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо»Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо»

Название: Скульптурная композиция «Нападение волков на оленье стадо»
Автор: Тукай – резьба, Теютина Л.И. - гравировка
Время и место создания: 1971, Магаданская обл., Чукотский национальный округ, Чукотский р-н, с. Уэлен
Материал и техника: Клык моржа, резьба объемная, гравировка цветная.
Размеры: 64,7х6х9,5 см
Описание работы: На подставке изображена большая скульптурная группа: семь оленей, три волка и два пастуха. Выразительно, тонко и реалистично передана картина борьбы пастухов с хищниками. Две пары оленей убегают от настигающего волка. Одному оленю волк вцепился в спину когтями и старается лапой оттолкнуть пастуха, который замахнулся на волка. Другая пара оленей убегает от волка, который уже ранен пастухом, и падает, повернув голову в сторону выстрела. Подставка выгравирована с обеих сторон. На одной стороне отдыхает стадо оленей, и пастухи везут к ярангам убитого волка. На другой стороне - от берега отплыла лодка с охотниками на моржей, моржи отдыхают на припае.

 

     
 

© 2000–2017
Музейный центр «Наследие Чукотки»

Создание сайта —
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Наш адрес:

Музейный Центр «Наследие Чукотки»
г. Анадырь, ул. Ленина, д. 23
Тел. +7 (42722) 2-01-08; тел./факс: 2-27-31