Главная страница Написать письмо

 

Экскурсии

 


 

Творческие выходные 02.04.2016
30.03.2016



Музейный центр «Наследие Чукотки» и Объединение «Чукотская ярмарка мастеров» продолжают реализацию проекта «Творческие выходные».
 

 

Экскурсия по Музейному Центру


В мае 2005 года Музейный Центр в новом здании открыл экспозиции, освещающие прошлое, настоящее и будущее региона. 

Об интересных фактах жизни округа рассказывает медиа-экспозиция «Точка отсчета», расположенная на 1 этаже. Сюжеты первого информационного киоска (тачскрина) повествуют об этнографии коренных народов, населяющих край, издревле разделившихся на две большие хозяйственные группы: оленеводы (чукчи, коряки, юкагиры, эвены), ведущие кочевой образ жизни и морзверобоев - охотников на морских млекопитающих (эскимосов, оседлых чукчей), расселившихся по побережью чукотских морей. О географических особенностях территории и самобытных промыслах края повествуют разделы второго информационного киоска. Важные исторические события освоения человеком Чукотки нашли отражение в сюжетах третьего тачскрина, начиная с первобытных времен, когда Азия соединялась с Северной Америкой сухопутным перешейком – Берингией, по которому древние охотники заселили Американский континент. Они оставили уникальные рисунки – петроглифы на скалах реки Пегтымель. С середины XVII века территория Чукотки стала осваиваться русскими землепроходцами, была включена с состав Российского государства.

На 2 этаже Музейного Центра расположен зал временных выставок, где экспозиции постоянно меняются.

На 3 этаже Музейного Центра представлено несколько экспозиций. 

В холле проходят выставки литературного отдела, рассказывающие о людях, оставивших значительный след в истории развития письменности и литературы на Чукотке.

Ландшафтная диорама «Обитатели тундры» представляет самых различных птиц и зверей, населяющих тундру. Это знакомые всем хищники: бурый медведь во весь свой рост, волк, отдыхающий на скале, лисица, увлеченно наблюдающая за птицами. Ученые утверждают, что чукотские хищники значительно крупнее своих сородичей, обитающих в более южных районах. Небольшие кулички с «воротниками» из отросших перьев - турухтаны. Каждую весну после прилета в тундру они устраивают турниры между собой. Иногда за такое бойцовское поведение их называют «тундровыми петушками». Тулес – самый крупный представитель ржанок. Американский бекасовидный веретенник. Это небольшая часть птиц, прилетающих летом на наши территории. И всем знакомые, постоянные жители чукотской тундры: куропатки. Здесь представлены два вида куропаток: белая и тундряная. 

Главный ракурс представления экспонатов в постоянной экспозиции «Человек и Чукотка» – не хрестоматийное краеведение и не классическая история с ее представлениями о линейно-ступенчатом развитии общества, и не этнография с ее пристальным вниманием к национально-специфическим аспектам мировосприятия и жизнеустройства, а - культурная антропология. В фокусе ее внимания – Человек. В экспозиции музея исследуются особенности его специфического культурного типа, характерного для Чукотки и, возможно, для других краевых территорий. Для осуществления данного проекта привлекались ведущие специалисты в области музееведения и музейного дизайна из Москвы и Санкт-Петербурга (руководитель проекта Никишин А.Н.). 

Исследуемым характеристикам «краевого» человека соответствует тематическая структура экспозиции, включающая 8 разделов (по алфавиту): «Движение», «Изобретательность», «Мифы социального», «Пограничность», «Сотрудничество», «Творчество», «Упрямство бытия», «Экологичность». Раскрывая темы разделов – комплексов с помощью музейных предметов, экспозиция подводит посетителей к мысли об определенной степени подобия традиционной культуры народов Севера и мировой постиндустриальной культуры. Основополагающая информация, к размышлению над которой призывает экспозиция, концентрируется вокруг вопросов взаимовлияния, взаимодействия доиндустриальной полярно-арктической и постиндустриальной, так называемой «западной» цивилизаций.

Посетитель сам выбирает маршрут движения между тающими льдинами, на которых представлены разделы — подсвеченными стеклянными подиумами, отделенными друг от друга легкой металлической сеткой, где экспонируются предметы. В экспозиционном комплексе «Движение в пространстве» представлены традиционные для Чукотки средства передвижения — лодка-долбленка, детская байдара, нарты, лыжи-снегоступы вместе с современным снегоходом и деталями гусеничного вездехода… 

Раскрыть тайну совмещения экспонатов, вступающих в диалог друг с другом, выбрать текстовой комментарий, который задаст определенный ракурс их восприятия, получить информацию о каждом из них и, наконец, использовать эффект дополнительного освещения заинтересовавшего предмета — все это может сам человек с помощью легко управляемых информационных киосков у каждого комплекса.

Модель экспозиции «Человек и Чукотка» ее авторы определили как «гипертекст», отдельные части которого не подчинены строгой логике последовательного экспозиционного повествования — от стенда к стенду. Но именно эта модель более всего соответствует восприятию человека, ибо в любой экспозиции, как бы ни была она организована, он, строя свой маршрут, рассматривая (или игнорируя) те или иные экспонаты, читая (или не читая) аннотации, создает собственную ее версию, которая интересна и нужна лично ему.

Экспонаты комплекса «Упрямство бытия», выражают то качество «краевой культуры», которое может быть условно названо искусством преодоления. Наиболее яркое воплощение «преодоления» – устройство жилища чукчей, поэтому центральным экспонатом комплекса стала яранга (с чукот. яран’ы – дом). Жилище по форме полусферическое, что придает ей устойчивость при мощных северных ветрах, по сравнению с чумом. Остов яранги состоит из трех главных шестов, связанных между собой, треног, жердей и перекладин. Покрышка яранги – рэтэм – из обработанных оленьих шкур, зимой была двойной. На изготовление яранги уходит в среднем 40-45 шкур. Внутри яранги расположены традиционные бытовые орудия и культовые предметы (антропоморфное огниво и связка семейных амулетов, ритуальные жирники). Оленьи шкуры шли и на изготовление одежды, которая экспонируется на манекенах рядом с жилищем - женский и детский комбинезоны – кэркеры, мужская кухлянка с камлеей и тарбаза – обувь из нерпичьей и лахтачьей шкуры.

Неимоверную изобретательность проявляли коренные жители Чукотки, осваивая край. Они научились строить кожаные лодки-байдары из плавника и моржовых шкур, не имея других материалов для постройки плавсредств, чтобы выходить на промысел в море; шить непромокаемые плащи из кишок моржа и кита и соорудили «первобытное ружьё» - поворотный гарпун, который позволил им, охотится на морских млекопитающих прямо в море. Все эти приспособления показаны в комплексе «Изобретательность». Едва ли не мировым символом креативности является представленный в вертикальной витрине образец поворотного гарпуна – древнее изобретение эскимосов, до сих пор, хотя и другом материале, остающееся на вооружении морских охотников. На подиуме и на сетке – нерпа и разнообразные материалы, полученные в результате ее комплексной переработки. Тут же – колесо трицикла, самодельная печка и другие яркие примеры изобретательности, свойственные современной Чукотке. Комплекс представляет богатый материал для размышлений о роли изобретательности в традиционном и современном обществе.

В Центре зала расположен комплекс «Пограничность». Он вводит посетителя в мир Чукотки, акцентируя внимание на ситуации пограничности, обуславливающей развитие в «краевой культуре» качеств открытости и одновременно стойкости в противостоянии внешним влияниям. Перед нами выраженный музейными средствами образ «чукотского феномена» в природе и истории России. Образ выражен предельно лаконично - в представленной на манекене одежде и вооружении чукотского воина и чучелами двух животных - волка и евражки (длиннохвостого арктического суслика). Радушная, приветливая и безобидная евражка и внушающий, по меньшей мере, некоторое опасение, бескомпромиссный защитник рубежей своей территории – волк. 

Экспонаты комплекса «Мифы социального» представляют разные, но весьма схожие системы социального мифотворчества, сменявшие друг друга на Чукотке на протяжении веков или существовавшие параллельно друг другу, - тотемизм (чучело ворона), шаманизм (бубен и шаманский самолет), православие (евангелие и икона), коммунистическая идеология (модель крейсера «Аврора» и вещи расстрелянных ревкомовцев), современное мифотворчество массовой культуры, сегодняшний миф о «новых волшебниках» (гравированные клыки). Сопоставительная группа экспонатов на манекенах включает в себя костюмы «отправителей культа» различных мифотворческих систем (костюм шамана, кухлянка «50-летие Советской власти», одежда и аксессуары фаната радиостанции «Пурга»). Экспонаты формируют уважение к чувствам и идеологическим предпочтениям разных социальных групп. 

В комплексе «Сотрудничество» экспозиционно представлено другое качество «краевой» культуры – дух сотрудничества. Опора на партнерскую взаимопомощь всегда была характерна для жизни региона. Поэтому в витринах рядом с древними гарпунами и наконечниками стрел – атрибуты современного корпоративного общения (мобильный телефон, модем). Повод для размышления – сопоставительная группа манекенов - одежда морзверобоя и спасателя МЧС. О других аспектах и уровнях сотрудничества рассказывают лежащие на подиуме инструменты геолога Китаева, красные нарты – подарок российско-американской экспедиции. В вертикальной витрине - экспонат, отсылающий нас к самым драматичным страницам межгосударственного сотрудничества периода Второй мировой войны – рация разбившегося самолета летевшего из Фэрбенкса через Уэлькаль по воздушной трассе Аляска – Сибирь (АЛСИБ). 

Чукотский автономный округ окружен тремя морями: Беринговым, Чукотским и Восточно-Сибирским. О животных и птицах, живущих в морях, и на их берегах рассказывает комплекс «Обитатели морей и морских побережий Чукотки». Вы видите, как приспособились птицы к обитанию на отвесных морских скалах. В течение всего лета наблюдаются огромные скопления морских птиц (кайр, ипаток, топорков, бакланов, чаек) на каменных карнизах береговых скал, здесь они выводят свое потомство, выкармливают птенцов. Порой они очень плотно размещаются рядом друг с другом на «птичьих базарах». 

Красочный комплекс «Творчество» представляет творческое начало описываемого в экспозиции культурного типа, «краевой культуры», особенно ярко проявившееся в сценических перчатках основателя первого профессионального ансамбля «Эргырон» - Нутетеина. В витринах этого комплекса экспонируются археологические предметы и современные произведения косторезного искусства, старые традиционные и современные образцы предметов одежды, игрушки и др. Некоторые вещи подобны экспонатам других комплексов, но здесь они проявляют, прежде всего, свои эстетические качества. В этом же комплексе на контрасте демонстрируются еще одно проявление творческой активности жителей Чукотки. Это впервые разработанные здесь уникальные по теплофизическим свойствам стройматериалы. Их экспонирование в контексте эстетически ярких предметов переводит фокус восприятия творчества с исключительно художественных феноменов на более широкий культурный спектр. 


     
 

© 2000–2017
Музейный центр «Наследие Чукотки»

Создание сайта —
Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб»

Наш адрес:

Музейный Центр «Наследие Чукотки»
г. Анадырь, ул. Ленина, д. 23
Тел. +7 (42722) 2-01-08; тел./факс: 2-27-31